Что такое ведомственная охрана?

Ведомственная охрана — это что такое?

Ведомственная охрана – это силовое подразделение, которое создается для поддержания работоспособности определенной организации. Следует отметить, что подобная привилегия есть не у всех. Регулирует основоположные моменты взаимоотношений закон 77-ФЗ «О ведомственной охране». Отталкиваясь от него и начнем рассмотрение темы.

Общая информация

Фактически в данном случае речь идет о структурных подразделениях полиции, которые обладают определенными правами и обязанностями и предназначены для исполнения различных задач. Так, ведомственная охрана занимается поддержанием установленного режима на не/государственных объектах, вопросами безопасности для транспортных средств, груза и иных материальных ценностей, которые находятся в собственности или подчинении определенной структуры. Хотя следует отметить определенную ограниченность их использования. Работают они на договорной основе, расценки при этом устанавливаются согласно ценнику.

Правовые основы деятельности

Начало современного положения дел стоит искать еще в 1924 году, когда активно использовалась ведомственная военизированная охрана. В советском периоде она применялась для защиты имущества от противоправных посягательств. В качестве организаторов выступали совнархозы, исполкомы, предприятия, учреждения, организации, министерства и другие подобные структуры. Они обладали правом содержать в штате вольнонаемных вооруженных работников, которые обозначались как вахтеры и сторожа. Также было доступно создавать специализированные вооруженные подразделения в рамках определенных структур.

Со временем их обобщенно стали называть промышленной (ведомственной) охраной. Но в 1999 году были внесены изменения. Сейчас деятельность подобных структур регулируется федеральным законом №77-ФЗ «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года. Он ввел существенные ограничения. Например, федеральные органы исполнительной власти могут заниматься созданием исключительно государственной ведомственной охраны. Также ними устанавливается перечень организаций, которые могут осуществлять данную деятельность.

Современное развитие

До 2003 года ведомственная охрана была исключительно структурным подразделением министерств. Но при осуществлении административной реформы большинство из этих подразделений преобразовали в юридические лица, которые находятся в ведении соответствующих учреждений. Подводя итог к нашему времени, следует отметить, что сейчас фактически есть две системы ведомственной охраны. Одна из них государственная и насчитывает примерно 120 тысяч человек (без учета соответствующих подразделений министерства обороны), тогда как вторая – частная – в ней работает немногим больше 60 000.

Также следует уделять внимание отдельным специфическим моментам. Например, к рассматриваемым структурам не относят ФГУП «Охрана» Российской гвардии. Оно является государственным коммерческим предприятием, которое обладает статусом юридического лица и выполняет особенные уставные задачи, частично действуя на основании упомянутого ранее закона №77-ФЗ. В нем ФГУП рассматривается, согласно статье 26, как военизированное и сторожевое подразделение организации, которое подведомственное Российской гвардии.

Государственные структуры

Как в этом случае действуют министерства? Ведомственная охрана для них формируется на основании постановления Правительства РФ № 514, принятое 12 июля 2000 года. В нем имеется перечень федеральных органов исполнительной власти, у которых есть право на создание государственных подразделений данной направленности. Если говорить о конце 2018 года, то воспользовались доступными возможностями следующие структуры:

  1. Министерство по чрезвычайным ситуациям. Ведомственная охрана насчитывает более 600 человек.
  2. Министерство обороны РФ. Создало структуру для обеспечения безопасности особо важных и режимных объектов. Ее численность не раскрывается.
  3. Министерство финансов РФ. Численность охраны немногим более 6,6 тысячи человек.
  4. Министерство сельского хозяйства РФ. Соответствующее подразделение немногим больше 300 человек.
  5. Министерство транспорта РФ. Ведомственная охрана насчитывает 14 тысяч человек.
  6. Министерство энергетики. Численность подразделения составляет 18,5 тысячи человек.
  7. Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Признано стратегическим предприятием и самым крупным юридическим лицом среди всех организаций ведомственной охраны на территории РФ. Численность составляет примерно 60 тысяч человек.
  8. Федеральное агентство по государственным резервам. Численность примерно 4,6 тысячи человек.

Специфика государственной сферы

Ведомственная охрана в Российской Федерации создается не абсолютно всеми, кто может это сделать. Например, министерства регионального развития, а также строительства и жилищно-коммунального хозяйства доступной возможностью не воспользовались. Также есть и прецедент отказа. А именно министерством промышленности и торговли в январе 2017 года ведомственная охрана была передана на попечении Российской гвардии. Еще в 2015 году предполагалось создание соответствующего подразделения для образовательной сферы. Но затем инициатива была остановлена. Также завис вопрос с министерством культуры. Кроме этого, планируется создание соответствующих структур для Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Муниципальные структуры

Ведомственная охрана в России может создавать и местным самоуправлением. Подобные структуры действуют в Белгороде, Тольятти и Уфе. Данные учреждения используются для профилактики экстремизма и терроризма, а также нарушений общественного порядка. Но у них нет лицензии на использование спецсредств и осуществление охраны. Частично могут осуществлять контрольно-пропускной режим на некоторых объектах. Можно упомянуть еще и продвижение в Москве, но поскольку регистрация осуществлялась с нарушениями, то сейчас деятельность осуществляться только в трех городах, указанных в самом начале.

Негосударственная ведомственная охрана

Хотя, следует отметить, что это относительно. Так, преференции предоставлены государственным корпорациям и крупным структурам, на которые может в той или иной мере влиять правительство. Краткий список выглядит следующим образом:

  1. Государственная корпорация «Ростех». Численность сотрудников составляет 9,9 тысячи человек. Это первая не государственная ведомственная охрана (в смысле, что подчиняется не органам власти, а коммерческой структуре).
  2. Государственная корпорация «Росатом». Численность сотрудников 8,8 тысячи человек.

А еще Роскосмос, Газпром, Роснефть, Транснефть, АЛРОСА и Центральный банк РФ. Почему же список столь ограничен?

Оружие и специальные средства

Для организационных структур, которые классифицируются как ведомственная охрана, было решено установить ряд ограничений по выполнению задач. Это привело к ситуации, когда данные подразделения используются очень ограниченным кругом лиц. Немалую роль в это играет оружие ведомственной охраны. Согласно статье № 9 упомянутого ранее закона, работники могут использовать специальные средства и огнестрел. Типы, виды, модели и патроны, а также нормы обеспечения сотрудников юридических лиц – все это определяется Правительством РФ. Вопросы оборота, передача, приобретение, хранение, учет, перевозка, транспортирование, ношение, использование, изъятия, равно как и уничтожение регулирует № 150-ФЗ «Об оружии». Если быть точнее, то статьи 4 и 12. Так, могут использоваться:

  1. Отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия. Это ПМ, ПП, АКМ(С), ТТ, револьверы системы наган, карабины.
  2. Служебное огнестрельное оружие. Под этим подразумевается гладкоствол, револьвер РСЛ-1 и пистолет ИЖ-71.
  3. Специальные средства несмертельного действия.
  4. Служебные собаки.

Вот этим и может быть вооружен работник ведомственной охраны.

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной

Мероприятия по обеспечению безопасности объектов реализуются сегодня различными охранными службами. Их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Охранные компании имеют разные полномочия, возможности и специфику работы. Давайте разберемся, чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной и являются ли ЧОПы частью той или иной службы.

1. Правовые основы

Ведомственная охрана (раньше ВОХР) объединяет негосударственные и государственные спецподразделения, обеспечивающие безопасность сооружений, строений, зданий различного типа и назначения, территорий и акваторий, транспортных средств и пр. Сотрудники спецподразделений уполномочены использовать при реализации охранных мероприятий широкий спектр средств: от служебных собак до оборудования для экстренной остановки автотранспорта, от боевого огнестрельного оружия до средств задержания и ограничения свободы действий правонарушителей.

Читать еще:  Лицензия на пультовую охрану

Функционирование ведомственной охраны регулируется ФЗ №77 (14.04.1999). Специальные охранные подразделения могут иметь статус юридических лиц. Подчиняются они напрямую профильным ведомствам и министерствам (МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта, Минэнергетики и т. д.). Что касается масштабов ведомственной охраны, в 2018 г. в негосударственном секторе работало больше 60 000 человек, в государственном – около 120 000 (без учета спецподразделений Минобороны).

Вневедомственная охрана (ОВО) является структурным подразделением полиции (сейчас Росгвардии согласно Указу Президента №157 от 05.04.2016). Сотрудники службы в штатный кадровый состав охраняемых объектов не входят. То есть охранники не являются работниками компаний, подконтрольных министерствам и ведомствам. Услуги клиентам ОВО оказывает на договорных условиях.

2. Полномочия

Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностным лицам государственных специальных подразделений разрешено осуществлять досмотры вещей, транспорта, личные досмотры задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленном КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены выполнять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и находящиеся в рамках компетенций соответствующего подразделения. ВОХР обеспечивает безопасность федеральных органов власти; государственных корпораций; юридических лиц, подконтрольных различным министерствам и ведомствам.

Вневедомственная охрана уполномочена организовывать защиту различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метро и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгметаллов, наркотических веществ, боеприпасов. Также структурные подразделения ОВО охраняют:

  • коммерческие объекты;
  • квартиры и дома граждан;
  • места хранения личного имущества частных лиц;
  • объекты различных форм собственности, осуществляющие деятельность в кредитно-финансовом, телекоммуникационном, производственном и транспортном секторах.

Вневедомственная охрана привлечена и к обеспечению безопасности на специализированных объектах военно-промышленного комплекса.

3. Структура

Структура ведомственной охраны включает учебные центры и профильные (рабочие) отделы. Специфика функционирования тех и других во многом определяется особенностями деятельности министерства, ведомства, в котором организована соответствующая служба.

Структура ОВО включает:

  • центры оперативного управления;
  • централизованные пункты охраны;
  • строевые спецподразделения, осуществляющие сопровождение грузов;
  • строевые подразделения, решающие рядовые охранные задачи на объектах.

4. Вооружение и оснащение

Ведомственные охранники пользуются большим набором спецсредств и вооружения. Для решения уставных задач могут применяться:

  1. Различные виды стрелкового ручного боевого оружия (от ПМов до пистолетов-пулеметов «Бизон-2», ПП-19 и др., АКМ и АКМС, ТТ).
  2. Служебное огнестрельное оружие (РСЛ-1, ИЖ-71, гладкоствольное длинноствольное оружие с пулевыми патронами и патронами с резиновой картечью).
  3. Спецсредства несмертельного действия (раздражающие, слезоточивые аэрозоли, разрешенные к применению в РФ).
  4. Специальные резиновые дубинки (Пр-90, 89, 73М, 73).
  5. Электрошокеры.
  6. Наручники.
  7. Автомобильные заграждения, средства остановки автотранспорта «Гарпун», «Диана».

Вневедомственная охрана использует нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия (включая щиты «Шепот»), боевую экипировку. Также подразделения располагают спецтранспортом: автомобильным, водным, воздушным.

Что касается технических средств для обеспечения безопасности, и ВОХР, и ОВО активно используют передовые системы, средства и решения противопожарного назначения, применяющиеся для видеоконтроля ситуации на территории и объекте, а также реагирующие на движение и др.

5. Формат оказания услуг

Ведомственная охрана, по сути, работает в штате соответствующих министерств и ведомств. Она базируется непосредственно на охраняемых объектах.

ОВО работает, как и ЧОПы, по договору. Вневедомственная охрана предлагает определенный перечень услуг, каждая из которых имеет свой тариф. Жесткий прайс ограничивает возможности для создания индивидуальных предложений, учитывающих актуальные потребности и специфику деятельности конкретного клиента.

Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО

Подытоживая вышеизложенное, стоит заметить, что перечень услуг ведомственной и вневедомственной охраны жестко регламентирован. ВОХР вообще не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка ввиду специфики функционирования. Вневедомственная охрана предлагает услуги коммерческому и частному сектору. Но они часто являются пакетными. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.

ЧОП же ориентируется на потребности заказчиков. Перечень услуг такой частной охранной компании отвечает имеющемуся спросу. В отличие от вневедомственной охраны, ЧОП может, например, предоставить заказчику телохранителя, провести частное детективное расследование (в правовом поле, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект возврата задолженности, обеспечить юридическую поддержку при рейдерской атаке на бизнес и др. Расценки при этом будут индивидуальными. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на максимально выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые охранные опции.

Ведомственная охрана

Ведомственная охрана — в Российской Федерации это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Содержание

Виды ведомственной охраны в СССР и Российской Федерации (1959—1999)

По структуре, условиям комплектования, функциональным обязанностям и наличию огнестрельного оружия, в период с 1959 года [1] до 1999 года ведомственная охрана в СССР (и позднее, в Российской Федерации) подразделялась на следующие категории:

  • Военизированная охрана (ВОХР) — подразделения имеют командно-караульную структуру, штат предусматривает наличие начальника команды (начальника подразделения), начальников караулов (по сменам), в крупных командах начальников отделений (постов), дежурных ПЦО, кинологов. Работники ВОХР вооружены табельным огнестрельным оружием.
  • Сторожевая охрана — охрана объекта сторожами (гражданскими лицами), как правило, невооруженными. Впрочем, допускается вооружение сторожей гражданским оружием самообороны (электрошокерами отечественного производства, устройствами УДАР, личными газовыми и травматическими пистолетами) и в некоторых, определенных законом случаях — гладкоствольными охотничьими ружьями.

Например: в период с 01.10.1994 г. по 01.02.2003 г. гладкоствольные ружья и карабины для самозащиты и охраны имущества могли использовать сотрудники Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству [2] , в настоящее время использовать гладкоствольные ружья для самозащиты и охраны имущества может персонал удаленных метеостанций Федеральной гидрометеорологической службы [3] .

Ведомственная охрана в настоящее время

С 1999 года деятельность ведомственной охраны регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

В 2000 году был утвержден перечень из 15 федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание государственной ведомственной охраны [4] .

В настоящее время в этот перечень включены:

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Министерство обороны Российской Федерации — c 2000 года [5] ;
  • Министерство финансов Российской Федерации — создано федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» [6] ;
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — в 2002 году создано ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России» [7] ;
  • Министерство регионального развития Российской Федерации — по состоянию на 20.03.2012 ведомственная охрана не создана;
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — создано ФГУП «СВЯЗЬ-Безопасность» — общая численность 16 тыс. чел. в 72 филиалах [8] ;
  • с 2002 года [9] : Министерство сельского хозяйства Российской Федерации — создано ФГУП «Ведомственная охрана Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», общая численность 850 чел.;
  • Министерство транспорта Российской Федерации — в 2002 году создано ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», численность — более 7 тыс. чел. в 12 филиалах [10] ;
  • Министерство энергетики Российской Федерации — предприятие создано в 2003 году, в настоящее время ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, численностью 23 тыс. чел. имеет 40 филиалов [11] ;
  • Федеральное агентство специального строительства;
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта — ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» создано в 2003 году на основе существовавшей ранее военизированной охраны Министерства путей сообщения РФ [12] . Является наиболее крупным юридическим лицом среди организаций ведомственной охраны в РФ, численность около 60 тыс. человек. В состав указанной охраны входит ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта [13] ;
  • Федеральное агентство по государственным резервам;
  • Федеральное космическое агентство — в 2001 году создано ФГУП «Научно-технический центр „Охрана“»;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» — в 2003 году создано ФГУП «Атом-охрана»
  • с 2007 г. право на создание ведомственной охраны получила государственная корпорация «Ростехнологии» [14] , фактически ведомственная охранная структура — ЗАО «РТ-Охрана» была создана к 2009 году [15] .
Читать еще:  Сигнализация вневедомственная охрана

По состоянию на ноябрь 2010 года, общая численность ведомственной охраны в России составляет 350 тыс. человек [16] .

Правовой статус

Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» не предусмотрено ограничений на создание ведомственной охраны в какой-либо организацационно-правовой форме. В государственных военизированных организациях (Минобороны России, МЧС России [17] ) ведомственная охрана организационно включена в состав воинских частей и структурных организаций. Ведомственная охрана Росрезерва России состоит из команд, являющихся структурными подразделениями федеральных государственных учреждений, подведомственных этому агентству. В ряде случаев в центральном аппарате ведомств созданы структурные подразделения, выполняющие функции органов управления ведомственной охраны. В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» государственные унитарные предприятия и государственные учреждения ведомственной охраны, а также гос. учреждения Росрезерва являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. В Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 [18] входят ведомственная охрана Росжелдора и Росатома.

В ведении Госкорпорации «Ростехнологии» создана первая в России ведомственная охрана в форме закрытого акционерного общества — ЗАО «РТ-охрана». Это объясняется тем, что законодательством, регламентирующим деятельность указанной госкорпорации, не предусмотрено создание государственных предприятий и государственных учреждений.

Вооружение

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной», от 15.05.2010 № 333 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», от 12.11.2010 № 894 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» на вооружении подразделений ведомственной охраны могут быть:

1) Отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия (получаются в органах внутренних дел юридическими лицами с особыми уставными задачами во временное пользование):

  • пистолет пистолет Макарова ПМ; пистолет-пулемёты ПП-91, ПП-93, ОЦ-02 «Кипарис»; ПП-19 «Бизон-2».
  • 7,62-мм автоматы Калашникова АКМ (АКМС).
  • также, работники ведомственной охраны могут использовать до вывода из эксплуатации по техническому состоянию револьверы системы «наган», пистолеты ТТ и ПМ, 7,62-мм карабины, 5,45-мм автоматы Калашникова и иное ранее приобретенное в установленном порядке боевое ручное стрелковое оружие [19] .

В соответствии с постановлением правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» ведомственная охрана в государственных военизированных организациях (Минобороны России, МЧС России и др.) использует типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, имеющиеся на вооружении указанных организаций, для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих государственных военизированных организаций. Работникам ведомственной охраны запрещается использовать боевое ручное стрелковое оружие при защите объектов, не отнесенных к ведению соответствующих государственных военизированных организаций.

2) Служебное огнестрельного оружие:

  • Пистолет ИЖ-71, револьвер РСЛ-1;
  • Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие калибров 12/70, 12/76, 16/70, 16/76, 20/70, 20/76, 410/76, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации, пулевые патроны и патроны с резиновой картечью к этому оружию.
  • Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению гражданами в целях самообороны.
  • Палки резиновые специальные: Пр-73, Пр-73М, Пр-89,Пр-90;
  • Наручники;
  • Средства принудительной остановки транспорта:
    • устройство остановки автотранспорта «Диана»;
    • средство принудительной остановки транспорта автозаградитель «Гарпун»;
    • заграждение автомобильное портативное «Лиана-9000» — только на вооружении ведомственной охраны Росатома и Ростехнологии;
    • пост остановки колесного автотранспорта «Покат-3000У» — только на вооружении ведомственной охраны Росатома и Ростехнологии.
  • Электрошоковые устройства российского производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России для гражданского оружия самообороны, и огнестрельное бесствольное оружие самообороны.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ
«О ведомственной охране»

С изменениями и дополнениями от:

15 июня 2006 г., 1 декабря 2007 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 22 ноября 2010 г., 27 июня 2011 г., 20 апреля, 21 июля 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 17 марта 1999 года

Одобрен Советом Федерации 31 марта 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.

14 апреля 1999 г.

ФЗ определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.

Законом определены основные задачи, принципы деятельности, вопросы организации, финансирования ведомственной охраны, права и обязанности работников, гарантии осуществления деятельности.

Установлены условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны.

Структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников ведомственной охраны, порядок организации их деятельности определяются положениями о ведомственной охране, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственная охрана осуществляет защиту объектов, являющихся государственной собственностью и объектов иных форм собственности (в соответствии с заключенными договорами).

За деятельностью ведомственной охраны осуществляется контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти, ОВД в пределах своей компетенции, а также прокурорский надзор.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 апреля 1999 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 апреля 1999 г. N 16 ст. 1935

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читать еще:  Охранная сигнализация в квартире

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Записки российского инженера

Обо всем, что считаю для себя интересным

Ведомственная охрана

Я тут с удивлением узнал, что многострадальное и родное моё Министерство образования включили в Перечень
федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану

Узнал я об этом из новости и переписки с Бурматовым (это в плюс твиттеру, т.к. где бы я еще в неформальной обстановке смог написать, например, Бурматову?):

В новости фигурирует ВНЕведомственная охрана, что конечно же является ошибкой. ФГУП «Вневедомственая охрана» можно только нанять и принадлежит это казенное предприятие МВД. Что же такое ведомственная охрана? Почитать о ней вы можете из Федерального закона «О ведомственной охране» (от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ) или из моего замечательного опуса. Есть еще страница на педивикии, которую могут найти те, кто редко посещают мой бложик, я надеюсь.

Так что я знаю о Ведомственной охране? О, ребята, в ее структурах я работал 4 года на 2-х крайне интересных должностях. Поехали:

Ведомственная охрана создавалась и выросла на основе советского ВОХР. Это гражданские подразделения по охране различных объектов, вооруженные боевым оружием.

Как вы правильно поняли, ведомственную охрану могут создавать несколько министерств, фигурирующих в перечне, представленном выше. Я же, будучи по первому образованию энергетиком и проработав несколько лет рабочим-слаботочником, попал в ведомственную охрану Минэнерго России. Причем попал я туда не охранником, а на руководящую должность в инспекторский состав.

К слову, Ведомственная охрана охраняет те объекты, которые принадлежат министерству. В моем случае, это были энергообъекты: ТЭЦ, ГРЭС, ГАЭС, подстанции и т.д.

Что собой представляет структура Ведомственной охраны отдельно взятого министерства?

Сверху бесполезный бюрократический аппарат управления филиалами с раздутым штатом, прям как в милиции. Филиалы поделены по территориальному признаку, поэтому я работал в Московском филиале, потом перешел в московский региональный (об этом ниже). Филиалы управляют охраной целого ряда объектов, от 10 до 30 штук. У каждого филиала есть директор, 3 заместителя (иногда 4) и по 3 инспектора на каждого зама. Ниже располагаются начальники охраны отдельно взятого объекта, со своими замами, начальниками караулов и рядовыми охранниками.

Лично я был инспектором при заместителе директора по ИТСО. ИТСО — это совокупность инженерно технических средств охраны, начиная от периметровой системы охраны, заканчивая убогим датчиком в подсобке. И все это мне предстояло инспектировать, потом составлять письма с перечнем недостатков охранки (ее технической части). И эти недостатки директора энергообъектов обязаны были устранять. Недостатки эти не вылезали из моей головы: все технические параметры были взяты из методичек пограничников по охране стратегических объектов. Данные методички были обязательны к исполнению, за чем строго (вру) следило ФСБ.

Нагрузка и ответственность страшные. Представьте, мне 21 год, мой начальник — бывший военный. Суровый, как удар серпом по яйцам. Опоздание на 1 минуту каралось жестоко. Общего языка с проверяемым контингентом бывших военных, ФСОшников, ФСБэшников и т.д. у меня не было. Первые полгода были реально адом при достаточно низкой зарплате. Потом привык, обтесался, заматерел.

Проработал на должности ИТСОшника 2 года. Потом у нас сменился директор, который привел свою команду и меня «попросили». С должности ИТСОшника меня взяли на должность техника по вооружению в соседний филиал. И тут начинается самый интересный момент моей жизни. Дело в том, что рядовые сотрудники ведомственной охраны (контролеры) вооружены боевым стрелковым оружием. На тот момент (в нашем филиале), это были ПМ, ТТ, револьверы типа «Наган» и АКМС калибра 7,62. И с ними каждый квартал необходимо было проводить учебные стрельбы. Охранников с оружием было около 500 человек из разных концов московской области, т.е. из стрельб я не вылезал. В должность техника по вооружению входила не только бумажная работа, но и помощь в организации учебных стрельб, т.е. непосредственное участие, совместно с инспектором по организации службы и представителем МВД.


Золотое время, скажу я вам. Сколько было выпущено мною пуль знают только ведомости по учету боеприпасов, это точно тысячи. Я уж не говорю об интереснейших случаях, происходивших на этих учебных стрельбах… Дело в том, что из-за низких зарплат у нас работали только пенсионеры и женщины, преклонных годов. Представляете себе женщину преклонных годов, впервые взявшую боевой пистолет на огневом рубеже? Страшно? Мне тоже было страшно. О некоторых случаях я обязательно расскажу, приложив картинки.

Теперь о главном, с чего я начал.

Если Минобр решил создать ведомственную охрану по образу и подобию хотя бы Минэнерговской — это большое благо, т.к. убогие ЧОПовцы — это не охранники, это просто механизм отмывки денег. Ответственность контролера ведомственной охраны рядом не стоит с ответственностью шпаны из ЧОП, я это знаю прекрасно, накушался. За несколько лет работы я достаточно постов напроверял (в т.ч. внезапно ночью), чтобы об этом судить. Но есть подводные камни. Ведомственная охрана — это не только собранные вооруженные охранники, это большая ответственность. И что-то мне подстказывает, что господин Ливанов клал на отвтетственность с большой колокольни. И устроит он из ведомственной охраны клоунаду по распилу бабла, особенно по линии материального обеспечения. Это ведь не только форма. Это спецсредства, комнаты для хранения оружия, и т.д. и т.п. Школам придется раскошелится на системы охраны. Это же клондайк для Ливанова, ибо школы, в отличие от окупающихся ТЭЦ — убыточные по сути.

Инициатива отличная, только вот исполнителям Ливанова я охрану собачьей будки не доверил бы.

This entry was posted on Пятница, Сентябрь 4th, 2015 at 11:05 and is filed under Ликбезы. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector