Огнетушители без манометра

Давление в огнетушителях

Сила давления в огнетушителях разнится в зависимости от их типа. Существуют огнетушители высокого и низкого давления. Название вполне говорящее, важно лишь знать определяющее значение. Если вытесняющее давление выше 2.5 МПа — высокого давления, если ниже — низкого. Есть со встроенным источником, где давление образуется химической или термической реакцией. Так же, в таблице приведены несколько производителей, которые демонстрируют разное значение, хотя тип огнетушителя один и тот же. Это происходит в силу конструктивных особенностей. Поэтому важно уточнять информацию у производителя конкретной модели.

Давление на манометре огнетушителя

Давление в огнетушителе проверяется визуальным осмотром манометра, при наличии датчика. Сам датчик необязателен, он лишь для облегчения проверки. Индикатор давления должен быть в зелёной зоне. Если давление в красной зоне, то огнетушитель может просто не сработать. Жёлтая зона находится за пределами нормы, показывает повышенное давление. Бывает на манометрах красная зона не только на стороне нуля, но и за пределами рабочей зоны зелёного цвета. Это так же не оптимальное состояние, т.к. давление в баллоне выше наиболее подходящего. Такое происходит при повышенной температуре окружающей среды. При нагревании идёт расширение, так ведь? Пониженное давление по тем же причинам может возникнуть, из-за не оптимальных температур. Требуемая температура указана в паспорте.

Без датчика проверка вряд ли удастся. Хотя, если огнетушитель углекислотный , в нём тушащим средством является сам газ. Теоретически, взвесив баллон и сравнив с паспортным весом, можно посмотреть насколько текущий вес ниже. Но для таких измерений, нужно хорошо учитывать нюансы и особенности огнетушителя и понимать возможность ошибки.

В чём измеряется давление в огнетушителях?

Давление принято измерять в мега Паскалях. 1 МПа равен 10 барам или 10 атмосферам, примерно. Для сравнения, в колёсах автомобиля 2.5 бара. Таким образом, если ОУ 2 имеет 5.8 МПа, это приблизительно равно 58 барам, что очень много. Что ещё показывает давление в МПа? Оно показывает количество килограмм, которое давит на стенку изнутри на 1 см2. 1 МПа = 10 кг/см2.

Какое давление выдерживает огнетушитель?

Углекислотный огнетушитель находится под давлением 5.7 МПа, при температуре 20С. Максимум же должен не более 15 МПа при 50С. Для данного типа огнетушителя, такое давление предусмотрено и допустимо. Исправный огнетушитель, гарантированно выдерживает своё рабочее давление. При том есть некий запас прочности.

Например ОУ 10 имеет рабочее давление 14.7 МПа, а при аттестации нагружается до 22.1 МПа. Вероятно он выдержит и чуть больше, т.к. это давление не на разрушение, а для проверки необходимого запаса прочности.

Таким образом, огнетушитель держит рабочее давление, плюс имеется определённый запас прочности.

Давление при испытании огнетушителей

  • Передвижные огнетушители низкого давления закачного типа, испытывают гидростатическим давлением в 1.8 от максимального рабочего, но не ниже 2 МПа, т.е. перегружая на 80%.
  • Огнетушители с газовым баллоном или газогенераторным элементом, испытывают давлением в 1.3 от рабочего максимального, но не ниже 1.5 МПа.
  • Передвижные хладоновые со сжатым газом, в 2.7 от рабочего давления.
  • Воздушно-пенные испытываются гидравлическим давлением 2.4 МПа.

Зачастую указывается, испытательное давление удерживается в течении 60 секунд.

Такие значения давления выдерживают исправные огнетушители.

Как поднять давление в огнетушителе?

Давление в огнетушителе падает либо в силу неисправности, либо по прошествии времени и в пределах нормы (не более 5% в год), ну или вы тушите пожар:) Поднимается оно как благодаря температуре окружающей среды (обычно она должна быть не выше +50), так и благодаря перезаправке. Других путей поднять давление полагаю нет.

Что показывает манометр на огнетушителе: какое давление должно быть?

Что показывает манометр на огнетушителе, и на каких моделях он присутствует? Какую роль играют цвета на шкале измерительного прибора? Узнаем, какая сила вытеснения по норме должна быть в баллоне, и какие способы поднятия давления (Р) существуют.

Манометр огнетушителя – это датчик измерения Р (давления) в баллоне, установленный на головке корпуса. На моделях, где сила вытеснения появляется за счет химических процессов или термической реакции, датчики отсутствуют. Они оснащаются встроенным индикатором давления, который не позволяет проводить самостоятельный осмотр.

Для чего индикатор давления на огнетушителе?

Сила вытеснения ОТВ в корпусах огнетушащих средств разнится и зависит от модели. Различают устройства высокого и низкого Р в зависимости от вытесняющей силы:

  • более 2,5 МПа – высокое;
  • менее 2,5 МПа – низкое.

Измерительный прибор показывает величину рабочего давления и определяет готовность противопожарного инвентаря к эксплуатации. Его используют раз в 3-4 месяца, сравнивают полученные данные с установленными нормами в паспорте и записывают результаты в учетный журнал.

На каких огнетушителях установлен манометр?

Согласно СП 9.13130.2009 и Общим техническим требованиям к огнетушащим средствам датчик Р устанавливается на перезаряжаемых моделях закачного типа:

  • порошковых;
  • воздушно-пенных;
  • эмульсионных;
  • углекислотных.

Представители пожарного надзора не имеют права требовать от руководства компании наличия в помещении пожарного инвентаря с датчиком.

Наиболее востребованные средства огнетушения с манометром – порошковые. Они используются в школах, детских садах, больницах и других общественных местах. Ручные малогабаритные модели применяются для борьбы с возгораниями в автомобилях.

Что означают цветные зоны манометра на огнетушителе?

Для удобства проверки работоспособности противопожарного устройства табло датчика поделено на участки, раскрашенные:

  1. в зеленый цвет;
  2. желтой краской;
  3. красным цветом.

Цвета на манометре означают степень готовности средства для борьбы с пожарами к эксплуатации.

В зависимости от того, в какой цветовой зоне находится стрелка индикатора, определяют рабочее состояние пожарного инвентаря и отображаете рабочее давление в баллоне.

На видео: Как проверить срок годности огнетушителя?

Стрелка в красной зоне

Направление стрелки в сторону красной зоны говорит о том, что средство для тушения пожара следует:

Когда датчик обозначен красным цветом, значит в баллоне повышенное Р, и использовать пожарный инвентарь нельзя.

Если проверка не дает положительных результатов и заправка не меняет ситуацию, неисправное огнетушащее средство заменяется.

Стрелка в желтой зоне

Желтый цвет на измерительном приборе – предупредительный. Он указывает, что:

  • Необходимо перепроверить правильность размещения средства пожаротушения.
  • Есть опасность перегрева корпуса.
  • Имеются отклонения в показаниях давления от установленных в паспорте изделия

Если манометр огнетушителя в желтой зоне, следует выяснить причину неисправности и решить ее.

Стрелка в зеленой зоне

Зеленый цвет на табло подтверждает готовность пожарного инвентаря к работе. Если стрелка показывает на зеленую зону, значит:

  • Р в баллоне в норме.
  • Средство для тушения возгораний можно эксплуатировать.

Какое давление должно быть в огнетушителе?

Диапазон измерителя силы вытеснения при комнатной температуре должен находиться в пределах сектора шкалы от 150 до 250 Р зарядки. Стрелка манометра указывать должна на зеленую зону. Предельные (минимальные и max) величины рабочего Р обозначаются на шкале специальными значками с цифрами.

В таблице показаны значения силы вытеснения в огнетушащих устройствах разных типов.

Читать еще:  Домофон Wifi с функцией открывания

Информацию по конкретному типу огнетушащего изделия стоит уточнять у изготовителя.

Марка изделия. Max показатель давления в МПа

  • Углекислотные 5,8
  • Порошковое устройство (переносное) от 1 до 1,6
  • Порошковые (передвижные) от 1,2 до 1,5
  • Порошковые (с газогенератором) 1
  • Закачной тип 1,6
  • Универсальная модель 0,8
  • Устройство воздушно-пенное от 1,2 до 1,6

Давление в огнетушителях измеряется в мегаПаскалях. Если сравнивать его с атмосферным Р или барами (б), то 1МПа приравнивается к 10.

Пример: у автомобильных колес Р — 2,5 б. Нагрузка ОУ (из таблицы) – 5,8 МПа. Если перевести на бары, то Р — 58 б.

С помощью Р узнают массу, давящую изнутри на 1 квадратный сантиметр стенки корпуса. 1 МПа приравнен к 10 кг/кв.см.

Какое давление выдерживает баллон огнетушителя?

Для примера возьмем углекислотную модель, находящуюся под нагрузкой в 5,8 МПа при комнатной температуре (20 градусов С). Max величина Р при 50 градусах С – 15 МПа. Это значение предусмотрено производителем и допустимо при эксплуатации.

Если устройство в порядке, то оно способно выдержать не только рабочие показатели, но и оставить запас.

Пример: для ОУ10 установлено рабочее Р – 14,7МПа. Величина испытательной нагрузки — до 22 МПа. Подобного типа огнетушащие средства способны выдержать проверку и оставить еще запас.

Давление при испытании огнетушителей

На аттестации применяют разные значения в зависимости от технических характеристик средства пожаротушения.

  • Закачной тип низкого Р испытывается гидростатическим Р в 1,8 от max рабочего показателя, но не менее 2 МПа. В результате получается перегрузка на 80%.
  • Хладоновые газовые (передвижные) нагружают в 2,7 от max рабочего Р.
  • Газовые типы или с газогенератором – в 1,3, но не менее 1,5МПа.
  • Для ВП (воздушно-пенного) типа величина испытательного давления установлена в пределах 2,4 МПа.

Испытательное Р удерживается не менее минуты. Исправные устройства пожаротушения проходят аттестацию и выдерживают нагрузку.

Как поднять давление в огнетушителе?

При неисправности средства пожаротушения Р в баллоне падает. Такое происходит с течением установленного срока эксплуатации, либо в результате использования.

По норме давление в баллоне за год снижается на 5%, но не более.

Для поднятия Р необходимо:

  1. Выяснить причину неисправности.
  2. Если нет возможности самостоятельно определить причину снижения Р, пожарный инвентарь отправляют на проверку.
  3. Провести заправку.
  4. Поднять температуру в помещении, где размещен пожарный инвентарь.

Когда нормализовать давление не получается, требуется заменить огнетушитель по манометру.

Что показывает манометр на огнетушителе: какое давление должно быть

Внизу запорно-пускового устройства – на сегменте из цветного металла, вкручивающейся в горловину, но не на самом корпусе.

Штуцером (ножкой) с резьбой.

  • вставить штуцер манометра в отверстие на ЗПУ емкости;
  • трубка датчика проникнет под ниппель, впуская внутреннее давление;
  • пружина со стрелкой реагирует и показывает значение на шкале.
  • пружинный (механический):
    • с трубчатой пружиной (одно-, многовитковой). Встречается чаще всего;
    • с мембраной (гармониковая, сильфон);
    • электронный (встречается редко).
  • стандартно с цветовыми сегментами;
  • только с цифрами (реже).

Табло может иметь параллельно исчисление: МПа, Бары, Атм.

Устройство пружинного манометра:

  1. трубчатая пружина эллиптического сечения (выглядит как металлическая дуга) одним концом соединена жестко с держателем, крепящимся к корпусу;
  2. свободный конец пружины имеет шарнирную ось на поводке с передаточным механизмом (зубчатым сектором);
  3. сектор, сцепленный с шестеренкой, на которой стрелка манометра;
  4. в центре есть спиральная пружина (несколько витков), прижимающая зубцы, исключая «мертвый ход».

Для чего индикатор давления на огнетушителе

На каких огнетушителях установлен манометр

Виды огнетушителей по величине давления:

  1. низкого, до 2,5 Мпа:
    • Порошковые (ОП);
    • Пенные (ОВП, ОХП);

  2. высокого, от 2,5 Мпа:
    • Газовые, углекислотные (ОГ), хладоновые (ОХ).

Принцип действия огнетушителя – вытеснение ОТВ напором, созданным внутри баллона. Цвет сектора шкалы индикатора и цифровой показатель положения стрелки является основным сигнализатором об исправности.

У некоторых моделей проверка манометром возможна лишь после активации источника холодного газа. Варианты:

Газ внутри баллона непосредственно с ОТВ. Процедуру осуществляют в любое время.

С отдельным источником холодного газа (ИХГ)

  • ИХГ вне основного сосуда. Устройства (как правило, стационарные), состоящие из двух баллонов, соединенных гибким патрубком: с вытесняющим газом и с ОТВ. Первую емкость проверяют, когда угодно, вторую – при поступлении вытеснителя, поскольку в режиме ожидания сосуд без напора;
  • с сифонной трубкой с капсулой или отдельным баллончиком внутри основной емкости. При активации ЗПУ шток пробивает мембрану ИХГ, выпуская газ, выталкивающий ОТВ. Проверить можно только после срабатывания;
  • аналогично для ОХП, где напор возникает после смешивания реагентов.

Внутренний источник самостоятельно не проверяют, это делают только на спецоборудовании, поскольку он без штуцера и одноразовый.

Индикатор давления встроенный или же его можно вставлять/вытягивать. Датчик формально не обязателен, но без него обслуживание, мониторинг состояния огнетушителя невозможен. За отсутствие манометра службы пожарного надзора не штрафуют.

Что означают цветные зоны манометра

Стрелка в красной зоне

Стрелка в желтой зоне

Если манометр огнетушителя в желтой зоне – количество МПа превышает норму, информирует о неисправностях, но некритического характера. Значение желтого цвета аналогичное как у светофора – призывает:

  1. обратить внимание;
  2. провести ТО;
  3. быть готовым к неполадкам, к не обязательным, но возможным последствиям.

Редко, когда превышение допустимых рамок следствие неправильной заправки. Чаще всего нарушение возникает при неправильном хранении: нагрев от солнца, приборов отопления.

Стрелка в зеленой зоне

Зеленая зона – рабочее состояние, количество МПа свидетельствует об исправности.

Какое давление должно быть в огнетушителе

Норма давления зависит от:

  1. вида ОТВ;
  2. объема баллона: для больших емкостей число МПа возрастает.

Лидерами по мощности являются газовые средства пожаротушения (ОУ, ОХ), далее – ОП, ОВП, ОХП и ОВ.

Характерный признак моделей с отдельным ИХГ («б»): меньшее число МПа по сравнению с закачными («з»). Исключение: изделия с внешним дополнительным сосудом вытеснителя (рабочего тела), специально предназначенного для создания высоких показателей.

Рамки напора стандартных моделей в таблице:

Макс. рабочее давление МПа (кгс/см²)

Переносные и передвижные углекислотные

ОУ 1, ОУ 2, ОУ 3, ОУ 4, ОУ 5, ОУ 8, ОУ 10, ОУ 20, ОУ 40, ОУ 80

ОП 1 (з), ОП 2 (з), ОП 3 (з), ОП 4 (з), ОП 5 (з), ОП 8 (з), ОП 9 (з), ОП 10 (з)

Производства «Миг» ОП 1 (з), ОП 2 (з), ОП 3 (з), ОП 4 (з), ОП 5 (з), ОП 6 (з), ОП 8 (з), ОП 10 (з)

Производства «Меланти» ОП 1 (з), ОП 2 (з), ОП 3 (з), ОП 4 (з), ОП 5 (з), ОП 6 (з), ОП 8 (з), ОП 10 (з)

ОП 50 (б), ОП 50 (з), ОП 100 (з)

Порошковые с газогенерирующим элементом

ОП 4 (г), ОП 5 (г), ОП 7 (г), ОП 8 (г)

ОПА 2 (з), ОПА 3 (з), ОПА 4 (з), ОПА 6 (з),

ОВП 4 (з), ОВП 8 (з)

ОВП 50 (з), ОВП 100 (з)

Какое давление выдерживает баллон

Один МПа = 10 Бар или 10 Атм. Пример, как оценить мощность: ОУ-2 имеет 5,8 МПа, что равно 58 Бар, автомобильные шины имеют 2,5 Бар.

МПа показывает силу вытеснения в кг, давящую на стенки сосуда изнутри на 1 см² (килограмм-сила). Один МПа = 10 кгс/см. кв.

Технические характеристики прописываются изготовителем в ТД, отвечают рамкам ГОСТов, ППБ, ТУ и содержат допустимые величины. Примеры:

Рабочее при +20C°

Максимальное при +50C°

ОП-10 (Б). Напор образуется при наддуве после активации внутреннего ИХГ.

Давление при испытании огнетушителя

Число МПа для испытаний выше рабочего значения, поскольку проверяют граничные нагрузки. Процедура проводится по установленным методикам на спецстендах. Учитывают материал корпуса, толщину стенок, характеристики ОТВ.

Пример: для ОУ-10 рабочее значение – 14,7 МПа, но величина испытательного давления около 22,1 МПа. Есть вероятность выдерживания и большей на несколько пунктов нагрузки, поскольку определяется работоспособность, запас прочности, а не критические показатели при разрушении.

Не прошедшие испытания емкости не ремонтируют, их утилизируют ( свод правил 9.13130.2009 п. 4.4.6).

Правила испытаний:

  1. передвижные закачные модели с низким числом МПа подвергают гидростатической нагрузке большей в 1,8 раза от максимальной рабочей, но до 2 МПа;
  2. с отдельными ИХГ – значения, соответственно, 1,3 и 1,5 МПа;
  3. передвижные хладоновые закачные – нагрузка в 2,7 раза больше рабочего показателя, ОВП – 2,4;
  4. давление держат в течение 60 сек. или согласно ППБ, ТО.

Как поднять давление в огнетушителе

Если превышены нормы утечки (5 или 10% в год, п.5.11 ГОСТ Р 51057-2001 ), то емкость сдают на ТО. Баллоны не дозаправляются ни после частичного использования, ни при потере МПа. Осуществляется только полная перезаправка или замена огнетушителя по манометру.

Поднять число МПа можно только перезарядкой или нагрев баллон, но последний способ не имеет практичного смысла: при остывании норма снова нарушится.

Что показывает манометр на огнетушителе и можно ли ему доверять при осмотре

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»4667332581″
data-ad-format=»auto»>

Приветствую всех на моем блоге, посвященному правилам противопожарной безопасности. Продолжая тему огнетушителей, предлагаю сегодня поднять вопрос о том, что показывает манометр на огнетушителе.

Ручной огнетушитель – это самый простой и эффективный метод локализировать очаг возгорания. В зависимости от причины возгорания, используют разные виды огнетушителей и для своей же собственной безопасности необходимо раз и навсегда запомнить простые правила использования противопожарных баллонов.

Для проверки работоспособности баллона и его рабочего давления, используется манометр, который установлен на головке.

Следует уточнить, что манометром оснащены не все модели, о чем указано в паспорте каждого устройства.

Существуют также модели, где нет датчика. Они оснащены встроенным индикатором, что не совсем удобно, так как это не позволяет самостоятельно производить осмотр.

Проверяем огнетушитель правильно

Проверку огнетушителей всегда осуществляет лицо, ответственное на предприятии за противопожарную безопасность.

  • Первым этапом проверки является размещение устройства. Определяется, соответствует ли высота размещения норме и есть ли свободный доступ к инвентарю.
  • Внешний осмотр выявляет наличие видимых механических повреждений, вмятин, царапин и сколов. Если обнаружены видимые повреждения, то устройство должно сразу изыматься из обращения, о чем вносится соответствующая запись в журнал осмотра. Он может быть отправлен на ремонт или утилизацию, в случае невозможности ремонта.
  • Предохранительное устройство должно быть опломбировано.
  • На корпусе белой краской должен быть нанесен порядковый номер устройства.
  • Проверяется исправность манометра и давление. Если оно не соответствует норме, то противопожарный инвентарь отправляется на ремонт и заправку.
  • Баллон подвергается взвешиванию, и изучается работоспособность ходовой его части. На этом этапе сравниваются контрольная и тестируемая масса устройства для выявления отклонения от нормы. Масса заряда не должна отклоняться от нормы более чем на 5 %.
  • Запись о проверке заносится в журнал.

Что означают цветные зоны?

Для удобства проверки рабочего давления баллонов, табло манометра разделено на 3 цветовые зоны: желтую, красную и зеленую.

Чтобы было легче запомнить, что означают показания стрелки в каждой из зон, предлагаю сравнить цветное табло прибора со светофором.

Всем нам известно, что зеленый цвет – это хорошо. Если стрелка прибора застыла на зеленом секторе, то значит баллон находится в рабочем состоянии и его давление в норме.

С красным тоже все ясно. Красный цвет сигнализирует о том, что баллон неисправен. Его давления недостаточно для тушения пожара и необходимо в срочном порядке его отправлять на осмотр и заправку.

А вот что означает желтая зона?

Это тот промежуточный сектор, как и в светофоре, который указывает: «Внимание!». То есть, если стрелка указывает на желтую зону, то обратите на это внимание. Проверьте правильность размещения баллона. Возможно, на него воздействуют прямые солнечные лучи, нагревающие баллон.

style=»display:block; text-align:center;»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

Наиболее универсальными и распространенными моделями с манометрами являются порошковые баллоны, предназначенные для локализации пожаров класса А и Б. Они легко и эффективно справляются с тушением возгораний твердых веществ и горючих жидкостей, газов. Их можно применять и для тушения электроустановок, если напряжение не превышает 1000 В.

На головке порошковых устройств установлен манометр, который указывает на рабочее давление баллона. Ручные небольшие огнетушители в основном используются автомобилистами. По прибору легко проверить давление, определив его работоспособность.

Плановый осмотр, как средство повышения эффективности работы

Запомните, что при отправке противопожарного инвентаря на внеплановый ремонт, перезарядку и т.д. общее количество противопожарного инвентаря на предприятии должно оставаться неизменным.

То есть места, которые определены под огнетушители, не должны пустовать ни в коем случае. Для этого на каждом предприятии должны находиться запасные исправные баллоны.

В обязательном порядке проводите плановый осмотр внешнего состояния корпуса, а не только давления. Ведь вмятины, механические повреждения и сколы могут составлять серьезную угрозу работоспособности оборудования.

Все ли огнетушители должны иметь манометр?

Многие задаются вопросом, обязан ли огнетушитель был оснащен прибором измерения давления при техосмотре? Повлияет ли это на результаты проверки?

Могу смело вам заявить, что ни один пожарный инспектор не в праве от вас требовать наличия огнетушителей именно с манометром. Это прибор, который облегчает проверку баллонов, вернее их рабочего давления. То есть манометр позволяет визуально определить, в рабочем ли состоянии находится противопожарный инвентарь.

Наличие той или иной модели огнетушителя определяется исходя из категории помещения. В зависимости от типа зданий, его классификации по категории по классу пожаро- и взрывоопасности, необходимо учитывать, какое оборудование должно быть размещено в помещении.

Не относитесь к правилам противопожарной безопасности, как к галочке, которую поставит пожарный инспектор при плановом осмотре. Знание и соблюдение норм и основных правил поможет вам избежать серьезных неприятностей и последствий пожара на производстве.

Заканчивая статью, искренне хочу вам пожелать соблюдения всех норм противопожарной безопасности и всегда только плановых визитов пожарного инспектора.

Если есть вопросы – задавайте в комментариях, делитесь с друзьями ссылкой в социальных сетях. Подписывайтесь на мой блог, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и не пропустить важную и полезную информацию. До новых встреч, пока-пока!

style=»display:block; text-align:center;»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:

Какой огнетушитель купить для машины, чтобы не было проблем

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле, чтобы избежать штрафов и успешно пройти техосмотр

Какие требования при техосмотре

Перед тем, как отправиться в пункт проведения ТО, обязательно проверьте, чтобы огнетушитель был с актуальным сроком годности, в рабочем, исправном состоянии. Но это не всё, конечно. Средство тушения должно соответствовать установленным нормам. И что тоже важно — закреплено кронштейнами в легкодоступном месте.

Если не хочется сильно заморачиваться, купите готовый набор автомобилиста, с аптечкой, знаком и огнетушителем. Как на фото вверху. Для тех, кому интересно самим вникнуть в тему, мы подобрали список законодательных документов, в которых собраны все требования к огнетушителям для автомобилей:

— Приложение № 8 к ТР ТС 018/2011,
— СП 9.13130.2009,
— НПБ 155-2002,
— ГОСТ Р 51057-2001.

Из них вы узнаете, что для тушения пожаров в автомобилях подходят порошковые огнетушители, класс АВСЕ, и углекислотные, класс ВСЕ. Раньше в этом списке были и хладоновые, но, выяснилось, что они очень вредны для здоровья человека и экологии. Теперь их используют только для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях.

Кроме требований к типу тушащего вещества, есть и другие:

Маркировка на огнетушителе должна содержать информацию о сроке годности, датах проверки, дозарядки, перезарядки. Там же должна быть размещена инструкция по применению и состав тушащей смеси.

Какие штрафы

Огнетушитель, как аптечка и знак аварийной остановки, должны быть в каждом легковом и грузовом автомобилях и в колёсном тракторе. Без них транспортные средства не имеют права начинать движение — говориться в пункте 7.7 «Правил дорожного движения».

Фактически, выгоднее купить огнетушитель, чем в переживаниях ждать, что оштрафуют. Потому что самый дешёвый, советующий требованиям, стоит 600 рублей (цена актуальна на апрель 2018 года). А если его в машине нет или есть, но не вписывается в нормативы ГОСТа, то водителя накажут по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — предупреждением или штрафом 500 рублей. Вероятно платить придётся каждый раз, когда сотрудник ГИБДД обнаружит нарушение.

Какой огнетушитель лучше: порошковый или углекислотный?

Наверное, каждый автомобилист хоть раз задавался этим вопросом. Правда в том, что оба вида огнетушителя — эффективны. Но созданы для разных целей. Давайте подробно разберём отличия.

Принцип действия

Порошковый огнетушитель (ОП)

Из названия уже понятно, что для тушения используется порошок. Он, оседая, образует плёнку, которая не пропускает кислород к источнику возгорания. Обычно порошок — это смесь негорящих солей аммония и фосфора. Хотя встречаются и другие варианты. В этот же баллон закачан азот.

Есть два вида порошковых огнетушителей:

С манометром. Его не надо встряхивать, потому что частицы порошка находятся непосредственно в азоте. Взяли, сняли предохранитель и направили струю в сторону пламени. Подходит для тушения порциями. Нажали один раз, отпустили. Скорректировали своё положение и снова нажали.

Без манометра. У этого огнетушителя порошок находится в мешочке. Смешивается с азотом в тот момент, когда происходит нажатие на пусковое устройство. Баллон нужно встряхнуть перед использованием. При длительном хранении каждый месяц надо переворачивать, давать встряску. При тушении пожара огнетушитель без манометра сразу выпускает весь порошок. Нет возможности подавать его порциями.

Следует обращать внимание и на форму распылителя. Щелевой значительно лучше справляется с пожаром, потому что смесь рассеивается и буквально накрывает значительный участок пламени. Конусный распылитель бьёт точечно, узкой струёй, поэтому требуется больше времени, чтобы потушить пожар.

Углекислотный огнетушитель (ОУ)

Заполнен двуокисью углерода. Когда мы нажимаем на пусковое устройство, давление в баллоне увеличивается, превращая окись углерода в ледяную крошку с температурой −70°С. Этот лёд засыпает пламя, быстро снижает температуру горения и активно поглощает кислород , не давая ему поступать к очагу горения.

Когда использовать порошковый огнетушитель, а когда углекислотный

Обратите внимание на маркировку углекислотного огнетушителя «В, С ,Е». Буквы «А» там нет, потому что пожары этого класса им потушить нельзя. На практике это означает, что огнетушитель хорошо справится с поверхностным горением. А пламя в труднодоступных местах, например под капотом, ему одолеть не по силам, потому что он не создаёт плёнку при попадании на горящий участок. Бесполезен ОУ и на последнем этапе тушения, когда всё обугленное и тлеющее, но в любой момент может снова вспыхнуть. И всё же он эффективен на пожарах, когда нужно тушить горючую жидкость, электрооборудование, металл, пластик. Пожарные рекомендуют использовать этот огнетушитель для борьбы с пламенем в салоне и на корпусе автомобиля. Потому что окись углерода быстро испаряется, не оставляя следов.

Порошковый огнетушитель подходит для тушения любого вида пожара. Об этом говорит и маркировка «А, В, С, Е». Именно его надо использовать, когда задымилось-загорелось под капотом. Потому что расплавленный порошок создаст тонкую пленку на поверхности, огонь перестанет получать кислород и потухнет. Но универсальный ОП тоже неидеален.

Во-первых, порошок никуда не исчезает, не испаряется. Он въедается в поверхность, как в примере на фото. Нужно будет его отмывать.

Во-вторых, сам порошок токсичен. Поэтому в помещениях его распыляют строго после эвакуации людей. Но даже на улице он может вызвать приступ у астматиков и анафилактический шок у аллергиков. Не забывайте учитывать эти особенности при тушении.

Как определить, что огнетушитель некачественный

1. Выпуклое дно. Самый опасный признак. Значит, производитель использовал для изготовления слишком тонкий металл. Напомним, что внутри баллона находятся смеси, закачанные под большим давлением. Летом салон машины нагреется, вполне вероятно, и до 40° С. И всё это может закончиться очень трагично.

2. Запорно-пусковое устройство из пластика. Не выдержит нагрузку, сломается. Современные огнетушители выполняют весьма серьёзные задачи. Поэтому они должны быть прочными. А запорно-пусковое устройство — металлическим.

3. Обман с цифрами. На корпусе пишут, что масса заряда 1 килограмм. А чуть ниже указано, что объём 2 литра. Масса заряда означает то, количество порошка, которое засыпали в ОП. Именно от этой массы зависит, какую площадь удастся потушить. И, конечно, такой огнетушитель не пройдёт техосмотр. Будьте внимательны при покупке.

Какой огнетушитель купить

Если вам нужен огнетушительно только для прохождения техосмотра, то выбирайте ОП2. Но в случае пожара он ничем не поможет. Пожарные советуют возить с собой 2 огнетушителя — порошковый и углекислый. Профессиональные гонщики покупают 2 порошковых огнетушителя с массой заряда 3 килограмма. Обычные же водители, которым приходилось тушить пожар в машине, запасаются огнетушителями с 5 килограммами заряда.

Или даже больше, как на этом видео.

Выбирайте надёжный огнетушитель! И пусть он вам никогда не понадобится!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector